XF16–55mm F2.8 R LM WR и
XF50–140mm F2.8 R LM OIS WR
Содержание
Оптика является важной частью любой фотосистемы. Более того, в случае фотокамер со сменными объективами она является весьма долговечным вложением. Тем интереснее сразу подобрать удачный объектив к своей камере, чтобы он соответствовал ожиданиям и долго оставался в строю даже после смены самой камеры. А посему мы решили протестировать парки оптики различных систем. И начали с объективов Fujinon.
Помимо фотографии, объективы Fujinon используются во многих других сферах: кино, телевидение, объективы для космических систем. Немало знаменитых фильмов и событий снято на объективы Fujinon (в частности, Олимпиада в Сочи).
Благодаря огромным наработкам оптики Fujinon, которая выпускается с сороковых годов прошлого столетия, Х-серии удалось за 5 лет создать полноценный парк высококачественных объективов, который на данный момент покрывает все востребованные фокусные расстояния от широкоугольных светосильных фиксов до профессиональных зум-объективов. В системе уже более 20 объективов, и на данный момент это одна из самых быстрорастущих систем. К тому же, каждый объектив в ней — результат многолетнего опыта и инноваций, разработан специально для матриц камер Х-серии, что немаловажно.
Объективы тестировались с камерой X-T1, которую мы подробно исследовали в первые месяцы после выхода. Там же можно ознакомиться с подробными тестами нескольких объективов и особенностями самой камеры, которые, возможно, будут интересны при прочтении этой статьи.
Объектив Fujinon XF 16–55mm F2.8 R LM WR
Производитель
Fujifilm
Подробная информация
Fujinon XF 16–55mm на сайте производителя
Тип объектива
с переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние
16—55 мм
(24—83 мм в 35-мм эквив.)
Минимальное расстояние фокусировки
0,15—0,2 м
Диафрагма
f/2,8
Стабилизатор
нет
Привод автофокуса
линейный мотор
Диаметр резьбы для светофильтра
77 мм
Размеры, вес
∅83,3×106 мм, 655 г
Цена
T-11894875
XF 16–55mm — один из универсальных зумов верхней защищенной линейки Fujinon. Пометка WR (weather resistant) говорит о его стойкости к погодным условиям. В контексте защиты несколько смущает выдвигающийся хобот объектива, но, думается, это было учтено при проектировании. Объектив имеет собственное электронное кольцо управления диафрагмой (о чем нам дополнительно сообщает маркировка R в названии), а также линейный привод автофокуса (LM). Корпус объектива выполнен из металла. Органы управления расположены привычно для объективов Fujinon. Сборка выполнена хорошо, и никаких люфтов или существенных неудобств при использовании не наблюдается
Как и положено универсальному зуму, он охватывает диапазон фокусных расстояний от широкого угла до ближнего теле.
Fujinon XF 16–55mm F2.8 R LM WR
ФР=16 мм, ЭФР=24 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
Разрешение при широком угле достаточно высокое для такого фокусного расстояния и стандартного зум-объектива. При этом оно слабо зависит от величины диафрагмы. Немаловажно, что даже при полностью открытой диафрагме разрешение не падает ни в центре, ни на краях, а значит, позволит снимать даже пейзажи. Дисторсия и хроматические аберрации вполне умеренные.
Fujinon XF 16–55mm F2.8 R LM WR
ФР=34 мм, ЭФР=51 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
На среднем фокусном расстоянии разрешение немного возрастает, а хроматика и дисторсия почти исчезают. При закрытой диафрагме разрешение на краю и в центре кадра одинаковое и по-прежнему хорошее, а вот на средних значениях диафрагмы объектив выдает разрешение, присущее хорошим фиксам, что в данном случае является высоким результатом.
Fujinon XF 16–55mm F2.8 R LM WR
ФР=55 мм, ЭФР=83 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
В телеположении разрешение остается на приличном уровне, а хроматика и дисторсия едва заметны. Здесь уже хорошо проявляются особенности, присущие некоторым телеобъективам: при открытой диафрагме разрешение на краю и в центре кадра почти не зависит от диафрагмы, а при закрытии и вовсе сравнивается.
Все три графика демонстрируют хорошие результаты для универсального зум-объектива. Разрешение на краю и в центре кадра различается не очень сильно, почти не зависит от значения диафрагмы и находится на высоком уровне. Особенно приятно, что полностью открытая диафрагма на всем диапазоне фокусных расстояний выдает хорошее разрешение на уровне 0,8 линий/пиксель, а значит, ее можно считать рабочей.
Фокусное расстояние 55 (83) мм, диафрагма f/5,6.
Рисунок объектива приятный, для штатного зума даже очень. Оптическая схема хорошо справляется с дисторсией, а покрытия Nano GL и HT-EBC позволяют устранить хроматические аберрации и паразитные блики практически полностью. Несмотря на внушительные размеры и вес объектива, при съемке на это не обращаешь внимания. К тому же, хорошая оптика редко бывает компактной, особенно если речь идет о профессиональных зумах, да еще с постоянной диафрагмой f/2,8.
Фокусное расстояние 16 (24) мм, диафрагма f/2,8. Блики на линзе минимальны, контраст хорошо сохраняется.
Кольцо диафрагмы дискретно пробегает все значения за четверть оборота, что позволяет легко и быстро менять относительное отверстие. Кольцо трансфокатора имеет еще меньший ход и также не создает проблем при съемке. А вот электронное кольцо фокусировки с бесконечным ходом требует привыкания. Впрочем, пользоваться им приходится редко, поскольку автоматический фокус в подавляющем большинстве случаев справляется быстро и без нареканий.
Фокусное расстояние 55 (83) мм, диафрагма f/2,8.
Объектив имеет мягкое боке, а благодаря круглой диафрагме позволяет получать ровные кружки огней. Граница резкой зоны плавная, и объекты на ней иногда прорисовываются. Выглядит это интересно, но подобное боке — все же на любителя.
Фокусное расстояние 55 (83) мм, диафрагма f/2,8.
Глубина резкости на длинном конце маловата для портретной съемки, поэтому желательно немного прикрывать диафрагму. Впрочем, это зависит от ракурса. А вот для макросъемки прикрытая хотя бы до f/3,2 диафрагма совершенно точно даст картинку приятнее. Но это в случае, если объект объемный. Во всех остальных сценариях полностью открытая диафрагма справляется хорошо.
Галерея XF 16–55mm
Объектив Fujinon XF 50–140mm F2.8 R LM OIS WR
Производитель
Fujifilm
Подробная информация
Fujinon XF 50–140mm на сайте производителя
Тип объектива
с переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние
50—140 мм
(75—210 мм в 35-мм эквив.)
Минимальное расстояние фокусировки
1 м
Диафрагма
f/2,8
Стабилизатор
есть
Привод автофокуса
тройной линейный мотор
Диаметр резьбы для светофильтра
72 мм
Размеры, вес
∅83×176 мм, 955 г
Цена
T-11114218
XF 50–140mm — это уже профессиональный телезум. Несмотря на кроп, выглядит он внушительно: немного меньше своих полнокадровых коллег, но заметно легче. Впрочем, постоянная светосила и стабилизатор OIS это вполне объясняют. Как и XF 16–55mm, он имеет пометку WR, а значит, стоек к погодным условиям, что тоже дает вклад в вес.
Работается с ним уже не так легко, как с XF 16–55mm. Как нередко бывает с подобными объективами, возникает дилемма: за что держаться — за тушку или за объектив, особенно при переноске без ремня и прочих креплений? Для большей мобильности лапка объектива легко снимается и больше не мешает им управлять.
Как и положено телевику такого уровня, он имеет внутренние фокусировку и трансфокатор. В вопросе управляющих колец объектив целиком и полностью соответствует XF 16–55mm. Единственное отличие в органах управления — тумблер включения стабилизатора на корпусе. Выполнен объектив из металла, и внешне от XF 16–55mm он отличается лишь размерами и лапкой для крепления на штатив. Сборка также не вызывает нареканий.
Fujinon XF 50–140mm F2.8 R LM OIS WR
ФР=50 мм, ЭФР=75 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
На коротком конце объектив справляется отлично. Разрешения на краю и в центре совпадают, поэтому для наглядности линии на графике пришлось немного разнести вручную. Более того, разрешение во всем диапазоне изменения диафрагмы меняется в пределах 0,04 линии/пиксель, что несущественно, оставаясь на уровне 0,8 линии/пиксель. Напомним, что хорошие фиксированные телеобъективы выдают разрешение 0,8–0,9 линии/пиксель, поэтому полученный результат можно считать высоким для зум-объектива. Дисторсия минимальна, а хроматические аберрации не видны.
Fujinon XF 50–140mm F2.8 R LM OIS WR
ФР=87 мм, ЭФР=131 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
Как ни странно, на среднем фокусном расстоянии разрешение слегка возрастает по сравнению с коротким концом — до уровня в 0,83 линии/пиксель. К тому же, мы наблюдаем картину, присущую некоторым телеобъективам, когда разрешение на краю чуть выше разрешения в центре. Впрочем, ничего страшного в этом нет, да и разброс едва заметен. По разрешению на прикрытой диафрагме объектив приближается к хорошим фиксам. Дисторсия с хроматикой исчезают вовсе.
Fujinon XF 50–140mm F2.8 R LM OIS WR
ФР=140 мм, ЭФР=210 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
На максимальном фокусном расстоянии картина вполне предсказуемая, но по-прежнему красивая. На открытой диафрагме разрешение в центре не меняется, а на краю немного возрастает. Лишь при закрытии диафрагмы разрешение немного падает, все равно оставаясь на высоком уровне. В среднем, разрешение объектива по-прежнему находится на уровне 0,8 линии/пиксель и является высоким для зум-объектива. В углах кадра можно усмотреть слабо проявляющуюся «подушку» и едва заметные хроматические аберрации.
Любой современный телеобъектив немыслим без стабилизатора. Производитель утверждает, что здесь установлен один из самых эффективных стабилизаторов на сегодняшний день. Наш тест показал, что при съемке благодаря ему можно выиграть почти 5 ступеней экспозиции. Это действительно очень высокий результат для подобного объектива на данный момент, и он вполне заметен при реальной съемке. Однако есть и побочные эффекты в виде повышенного энергопотребления: если с объективом XF 16–55mm камеры хватает почти на три дня довольно активной съемки, то при установке XF 50–140mm с включенным стабилизатором аккумулятор садится за день. С другой стороны, эти затраты вполне оправданы.
Фокусное расстояние 77 (116) мм, диафрагма f/7,1.
Диафрагма здесь практически такая же, как у 16–55 (7 лепестков против 9), при этом огни дают в боке такие же ровные круги, но само боке выглядит мягче. Впрочем, сравнивать широкоугольный зум и телезум не очень корректно.
Фокусное расстояние 50 (75) мм, диафрагма f/2,8.
Безусловно, важное качество любого объектива — хорошая работа на полностью открытой диафрагме. С этим XF 50–140mm справляется отлично. Даже при макросъемке не возникает заметных проблем с величиной глубины резкости. Но и мягкость боке при этом почти не страдает.
При портретной съемке полностью открытая диафрагма создает определенные риски, поэтому для надежности ее желательно немного прикрыть, иначе есть вероятность получить резким лишь один глаз. Тем не менее, определенные ракурсы объектив хорошо отрабатывает и на максимальной диафрагме.
Фокусное расстояние 134 (202) мм, диафрагма f/2,8.
Вообще, подобный телеобъектив — весьма специфическая вещь. Просто походить и поснимать с ним может далеко не каждый, а репортажные случаи такого рода выдаются нечасто, если не заниматься этим профессионально. Тем не менее, по опыту общения с XF 50–140mm можно сказать, что со своими задачами он справляется отлично. Быстрый фокус, малый ход трансфокатора, удобное переключение диафрагмы, эффективный стабилизатор — все это позволяет удачно ловить нужные моменты. Нельзя сказать, что в связке с X-T1 он работает на самом высоком уровне, поскольку огрехи иногда случаются, но это все-таки и не совсем репортажный набор. А вот для «орнитологов» объектив подойдет более чем. Для них же наш следующий пункт. Но, разумеется, никто не запрещает снимать этим объективом другие сюжеты, будь то пейзажи, макро и многое другое, включая репортаж и даже съемку спортивных соревнований.
Галерея XF 50–140mm
Телеконвертер Fujinon XF 1.4X TC WR
Вместе с двумя объективами к нам в руки попал телеконвертер, позволяющий увеличить фокусное расстояние в 1,4 раза. Сама по себе эта вещь весьма нишевая, поэтому судить ее строго нельзя. А ее компактность позволяет всегда иметь приятный бонус в кармане/фотосумке.
Fujinon XF 1.4X TC WR + XF 50–140mm F2.8 R LM OIS WR
ФР=87 мм, ЭФР=131 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
Чтобы выяснить, насколько телеконвертер ухудшает качество изображения, мы сравнили на стенде разрешение телеобъектива с ним и без него. Как выясняется, Fujinon XF 1.4X TC достаточно сильно снижает разрешение в центре кадра при открытой диафрагме, и только на средних значениях диафрагмы результат лишь немного хуже, чем у объектива без него. При этом он привносит довольно сильную дисторсию, которая без него практически отсутствовала.
Одним из интересных качеств телеконвертера является сохранение минимальной дистанции фокусировки при макросъемке. Разумеется, объект в кадре при этом становится крупнее в 1,4 раза. Но не стоит забывать про уменьшающуюся глубину резкости. Именно поэтому ту же анималистическую съемку лучше производить на прикрытой диафрагме, и не только из соображений максимального разрешения, но и для установки безопасной ГРИП.
В эквиваленте объектив XF 50–140mm с телеконвертером дает почти 300 мм на длинном конце. Это может помочь при анималистической съемке и уменьшить вероятность спугнуть животное примерно в 1,4 раза. Однако обольщаться не стоит: поснимать птичек с балкона с хорошим увеличением такое фокусное расстояние вряд ли даст, поэтому нужно хорошо понимать, для чего и как его использовать.
Мнение фотографа Саши Мановцевой
Для съемок мне досталась камера Fujifilm X-Pro2. Камера крепкая, хорошо собрана, нигде не люфтит. Можно всегда брать камеру с собой, при этом снимать в хорошем качестве. Поэтому снимать хочется постоянно, сразу вспоминаешь время своей первой камеры. В X-Pro2 масса удобных функций. Диафрагма при желании выставляется вручную на объективе, а ее ход, звук — все правильное. Приятные имитации давно знакомых пленок Fuji: Provia, Velvia и Astia, X-Pro2 — родные и любимые названия. И многое-многое другое…
Fujinon XF 50–140mm F2.8 R LM OIS WR
Я люблю тяжелые камеры и объективы, поэтому вес меня абсолютно не смутил. Как же приятно выставлять диафрагму на объективе! Поскольку я много снимала на пленочные камеры, заимствования здесь очень порадовали: четкость переключения диафрагмы, звук, удобное колесо — одно наслаждение.
Я редко снимаю на длиннофокусную оптику, но тут просто невозможно хотелось снимать. Собственно, благодаря этому объективу я и придумала тему съемки.
Цветы — тема сложная из-за своей кажущейся очевидности и банальности, надо было придумать ход, как снять не слащаво. Объектив мне в этом очень помог. Думаю продолжать эту историю. Еле себя заставила прекратить съемку.
Когда берешь в руки объектив, сразу видно, что он надежный. Потом уже прочитала про защиту от пыли и влаги, но и до этого мне уже было понятно, что на него можно положиться. Здесь прочная бленда — быстро надевается и снимается, крепко сидит, а это важно для быстрой смены объективов. Очень порадовала лапка для крепления на штатив: за нее удобно держать даже при съемке с рук.
Хороший плавный зум. Замечательное размытие на открытой диафрагме. Отлично, что она постоянная и рабочая. Я снимала на разных фокусных расстояниях в зависимости от сюжета, но с одной диафрагмой. Прекрасно держит контровой свет (как и Fujinon 16–55/2.8). Оба объектива ставились в сложные условия: при съемке прямо в солнце никаких зайчиков и рассеивания.
При открытии RAF (RAW) радует отличная цветопередача, широкий тональный диапазон и резкость. У обоих объективов совершенно отсутствуют хроматические аберрации, которые нередко, к сожалению, встречаются даже в крутых профессиональных объективах.
Единственный минус — трудности автофокусировки в сложных условиях, когда фокус не на первом и даже не на втором, а где-то на третьем плане.
Fujinon XF 16–55mm F2.8 R LM WR
Также прочный, надежный, с удобной блендой и четким ходом диафрагмы. Отличный автофокус хорошо себя показал при съемке прыгающей собаки и ее портретов. Понятно, что такую модель не попросишь повторить движение или еще раз улыбнуться. Но этого и не требовалось: я все успевала снять благодаря очень быстрому автофокусу. Снимала танцующую девочку. Вообще, я часто снимаю людей в движении. В случае этого объектива КПД был значительно выше, чем обычно. Промахов с фокусом крайне мало. Резкость порадовала и при съемке пейзажа.
В контровом свете никаких паразитных бликов, хорошо держит пересвет. В RAF (RAW) все прекрасно вытягивается.
Даже с этими объективами камера остается очень компактной — никаких проблем с тем, чтобы все время иметь их под рукой. Это очень удобно.
В итоге, эта пара объективов — замечательный комплект оптики с диапазоном ЭФР 24—210 мм и постоянной диафрагмой f/2,8. Это хороший, уже вовсе не стартовый, а «продвинутый», высокого уровня комплект объективов, достаточный для выездных съемок, репортажа, уличной фотографии.
Галерея Саши Мановцевой
Fujinon XF 16–55mm F2.8
Fujinon XF 50–140mm F2.8
Итог
Что ж, объективы хорошо показали себя в работе. Чувствуется, что Fujifilm уделяет много внимания оптике, хотя для такого класса это вполне понятно. При желании иметь в своем парке перечисленные фокусные расстояния можно смело приобретать рассмотренную пару объективов. К тому же, их защита может оказаться полезной даже при использовании с незащищенной камерой.
Для подобных систем цена на рассмотренные объективы не так уж высока, а их качество не вызывает вопросов. Стоит отметить, что в парках беззеркальных систем с матрицами APS-C объективов, подобных рассмотренным по соотношению цены и качества, в данный момент не найти. С зеркалочными их сравнивать совсем не хочется, потому что там совсем другая система. Впрочем, для настоящих фанатов системы Fujifilm X Mount эти объективы будут поистине хороши, если не идеальны.