В кoнцe сeнтября Fuji выпустилa нa рынoк oчeрeднoe пoпoлнeниe линeйки X-кaмeр — Fujifilm X-E3. Oтличитeльныe чeрты этoгo прoдуктa — бoльшинствo функций и вoзмoжнoстeй стaршиx брaтьeв X-T2 и X-Pro2, включaя тe жe мaтрицу и прoцeссoр, нo в бoлee бюджeтнoм и минимaлистичнoм кoрпусe. В рeзультaтe дoлжнa былa пoлучиться сaмaя кoмпaктнaя и лeгкaя кaмeрa в линeйкe бeз пoтeри кaчeствa изoбрaжeния. Изучим, кaким имeннo oбрaзoм oблeгчили X-E3, кaкoв прoгрeсс пo срaвнeнию с прeдшeствующeй мoдeлью, и oпрoбуeм кaмeру нa прaктикe.
Тexничeскиe xaрaктeристики
Нaимeнoвaниe мoдeли
Fujifilm X-E3
Кoличeствo эффeктивныx пиксeлeй
24,3 млн
Мaтрицa
23,5×15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III с фильтрoм oснoвныx цвeтoв
Xрaнeниe дaнныx
кaрты пaмяти SD (дo 2 ГБ) / SDHC (дo 32 ГБ) / SDXC (дo 256 ГБ) UHS-I
Фoрмaт фaйлoв
фoтo: JPEG (Exif вер. 2.3), RAW (14-битный RAW, оригинальный формат RAF), RAW+JPEG
видео: MOV (MPEG-4 AVC/H.264, Аудио: Linear PCM / стереозвук 48 кГц)
Количество сохраненных пикселей
L: (3:2) 6000×4000 / (16:9) 6000×3376 / (1:1) 4000×4000
M: (3:2) 4240×2832 / (16:9) 4240×2384 / (1:1) 2832×2832
S: (3:2) 3008×2000 / (16:9) 3008×1688 / (1:1) 2000×2000
панорама:
L: 2160×9600 (по горизонтали: 9600×1440)
M: 2160×6400 (по горизонтали: 6400×1440)
Байонет
Fujifilm X-Mount
Чувствительность
стандартная: Auto1 / Auto2 / Auto3 (до ISO 12800) / ISO 200 — 12800 (с шагом ⅓ EV)
расширенная: ISO 100 / 125 / 160 / 25600 / 51200
Определение экспозиции
256-сегментный экспозамер TTL, мультисегментный / точечный / средний / центральновзвешенный
Режим экспозиции
P (программная автоэкспозиция) / A (автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы) / S (автоэкспозиция с приоритетом выдержки) / M (ручная экспозиция)
Экспокоррекция
от −5 EV до +5 EV c шагом ⅓ EV
(видеосъемка: от −2 EV до +2 EV)
Стабилизация изображения
поддерживается при использовани объектива типа OIS (с оптической стабилизацией изображения)
Тип затвора
фокальный затвор
Скорость затвора
механический затвор:
- режим P: 4 — 1/4000 с
- режим A: 30 — 1/4000 с
- режим S/M: 15 мин. — 1/4000 с
- режим длительной выдержки: до 60 мин.
электронный затвор:
- режим P: 4 — 1/32000 с
- режим A: 30 — 1/32000 с
- режим S/M: 15 мин. — 1/32000 с
- режим длительной выдержки: 1 с фикс.
механический + электронный затвор:
- режим P: 4 — 1/32000 с
- режим A: 30 — 1/32000 с
- режим S/M: 15 мин. — 1/32000 с
- режим длительной выдержки: до 60 мин.
скорость синхронизации со вспышкой:
- 1/180 с или длиннее
Непрерывная съемка
≈14 кадр./с (только электронный затвор): 35 кадров JPEG, 22 кадра RAW со сжатием без потерь, 21 кадр RAW без сжатия
≈11 кадр./с (только электронный затвор): 53 кадра JPEG, 23 кадра RAW со сжатием без потерь, 21 кадр RAW без сжатия
≈8,0 кадр./с: 62 кадра JPEG, 25 кадров RAW со сжатием без потерь, 23 кадра RAW без сжатия
≈5,0 кадр./с: 68 кадров JPEG, 28 кадров RAW со сжатием без потерь, 25 кадров RAW без сжатия
≈4,0 кадр./с: 73 кадра JPEG, 29 кадров RAW со сжатием без потерь, 25 кадров RAW без сжатия
≈3,0 кадр./с: 81 кадр JPEG, 32 кадра RAW со сжатием без потерь, 27 кадров RAW без сжатия
Автоматический брекетинг
- брекетинг автоматический экспозиции (2/3/5/7/9 кадров) ±⅓ EV — ±3 EV, с шагом ⅓ EV
- брекетинг имитации пленки (имитация пленки любых 3 типов на выбор)
- брекетинг динамического диапазона (100%, 200%, 400%)
- брекетинг чувствительности ISO (±⅓ EV, ±⅔ EV, ±1 EV)
- брекетинг баланса белого (±1, ±2, ±3)
Фокусировка
режим: автофокус по точке / непрерывный автофокус / ручная фокусировка
тип: «умный» гибридный автофокус (контрастный автофокус TTL / фазовый автофокус TTL), с возможностью подсветки
выбор зоны АФ: автофокус по точке (электронный видоискатель / ЖКД — 13×7 / 25×13 (6 типоразмеров зоны автофокуса)),
зонный АФ (3×3 / 5×5 / 7×7 из 91 зоны на сетке 13×7),
широкозонный (AF-S) / следящий (AF-C) автофокус (до 18 зон),
все
Баланс белого
автоматическое распознавание сцены / пользовательский / выбор температуры цвета (K) / предварительные установки: солнечный свет, тень, люминесцентная лампа (дневного света), люминесцентная лампа (теплый белый), люминесцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, под водой
Автоспуск
10 с / 2 с
Интервальная съемка
да (настраивается: интервал, количество снимков, время начала)
Вспышка
внешняя вспышка EF-X8 (Super Intelligent Flash), прилагается
ведущее число: ≈11 (ISO 200, м) / ≈8 (ISO 100, м)
Режимы вспышки
TTL (Auto / стандартный / медл. синх.) / ручной / commander / выкл. / синх. по 1-й шторке / синх. по 2-й шторке
«Горячий башмак»
да (с совместимыми вспышками TTL)
Видоискатель
0,39-дюймовый цветной видоискатель OLED, ≈2,36 млн точек, зона охвата кадра ≈100%
вынос зрачка: ≈17,5 мм (от края окуляра камеры), диоптрийная коррекция: от −4 до +2 м−1 дптр
увеличение: ≈0,62-кратное с объективом 50 мм (ЭФР) на бесконечности и диоптрийной коррекцией −1 м−1
диагональный угол поля зрения: ≈30° (горизонтальный угол поля зрения: ≈25°)
встроенный датчик глаз
ЖК-дисплей
3,0-дюймовый, формат 3:2, ≈1,04 млн точек, сенсорный цветной, охват кадра ≈100%
Видеосъемка
- 4K (3840×2160) 29,97p / 25p / 24p / 23,98p, 100 Мбит/с, непрерывная съемка до ≈10 мин. (рекомендуется использовать карту памяти UHS Speed Class 10 или выше)
- Full HD (1920×1080) 59,94p / 50p / 29,97p / 25p / 24p / 23,98p, 36 Мбит/с, непрерывная съемка до ≈15 мин.
- HD (1280×720) 59,94p / 50p / 29,97p / 25p / 24p / 23,98p, 18 Мбит/с, непрерывная съемка до ≈30 мин.
хотя при достижении файлом размера 4 ГБ видеозапись будет продолжаться без перерыва, последующий материал будет сохраняться в другой файл, просматриваемый отдельно
Фотографические функции
Advanced SR Auto, тональность светлых / затененных участков, регулировка насыщенности цветов, резкость, шумоподавление, шумоподавление на длинных выдержках, Lens Modulation Optimizer, цветовое пространство, картирование пикселей, выбор пользовательских настроек, редактирование/сохранение пользовательских настроек, мин. скорость затвора, пользовательские настройки AF-C, запоминание привязки режима АФ к ориентации, предварительный AФ, АФ с распознаванием лица / глаз, AF+MF, проверка фокуса, выделение точного фокуса (Focus peaking), Digital Split Image, привязка экспозамера к зоне фокусировки, мгновенная настройка АФ (AF-S/AF-C), шкала глубины резкости, приоритет спуска затвора / фокуса, режим сенсорного экрана, настройка адаптера байонета, удаление эффекта красных глаз, Movie AF mode, гистограмма RGB, выделение переэкспонированных зон, электронный уровнь, предварительный просмотр глубины резкости, блокировка автоэкспозиции, блокировка автофокуса, AF-ON, многократное экспонирование
Режим сенсорного экрана
режим съемки: сенсорный спуск затвора, АФ, зона фокусировки, выкл.; функция сенсора, настройки сенсорной зоны электронного видоискателя (вся, справа, слева, выкл.)
режим воспроизведения: смахивание, зум, стягивание / растягивание, двойное касание, перетаскивание
Режим имитации фотопленки
15 режимов (Provia / Standard, Velvia / Vivid, Astia / Soft, Classic Chrome, Pro Neg.Hi, Pro Neg.Std, Black&White, Black&White+Ye Filter, Black&White+R Filter, Black&White+Gfilter, Sepia, Acros, Acros+Ye Filter, Acros+R Filter, Acros+G Filter)
Эффект зернистости
сильный, слабый, отсутствует
Настройка динамического диапазона
Auto, 100%, 200%, 400%
Специальные фильтры
Toy camera / Miniature / Pop color / High-key / Low-key / Dynamic tone / Soft focus / Partial color (красный / оранжевый / желтый / зеленый / синий / фиолетовый)
Функции воспроизведения
конвертация RAW, поворот снимка, автоматический поворот снимка, распознавание лица, удаление эффекта красных глаз, создание фотоальбома, удаление выбранных снимков, просмотр нескольких снимков (в виде миниатюр), слайд-шоу, защита, кадрирование, изменение размера, панорама, избранное, порядок передачи изображений
Wi-Fi
IEEE 802.11b / g / n с шифрованием WEP / WPA / WPA2, режим доступа инфраструктура
Bluetooth
Bluetooth 4.0 LE (с низким потреблением энергии)
Беспроводные функции
геотеггинг, беспроводная связь (передача снимков), просмотр и передача снимков, дистанционное управление затвором, функция PC Autosave, печать на принтере Instax, сохранение соединения, удаление сохраненного соединения, вкл./выкл. Bluetooth, автоматическая передача снимков
Прочие функции
печать Exif, дата/время, разница во времени, 35 языков, настройка My menu, очистка матрицы, настройка звука, яркость и цвет видоискателя, яркость и цвет ЖКД, показ изображения, автоматический поворот, предварительный просмотр экспозиции / баланса белого в ручном режиме, предв. просмотр эффекты, линии кадрирования, автоматическая ориентация воспроизведения, единицы шкалы фокуса, показ пользовательских настроек, настройка кнопки выбора, редактирование/сохранение Quick menu, настройка Fn, настройка диска управления, автофокусировка при полунажатии кнопки спуска, блокировка экпозиции при полунажатии кнопки спуска, съемка без объектива, кольцо фокусировки, режим блокировки автоэкспозиции/автофокуса, настройка кнопки экспокоррекции, настройка сенсорного экрана, автоматическое выключение, настройка качества, нумерация кадров, сохранение необработанного изображения, редактирование имени файла, информация об авторских правах
Интерфейсы
- Micro-USB 2.0
- Micro-HDMI (тип D)
- микроджек 2,5 мм (для микрофона и спускового тросика RR-90 (приобретается отдельно))
Источник питания
литий-ионный аккумулятор NP-W126S
≈350 кадров без подзарядки аккумулятора (с объективом XF35mmF1.4R и включенным ЖКД, стандартный режим)
продолжительность видеосъемки без подзарядки аккумулятора: ≈50 мин. 4K, ≈60 мин. Full HD
продолжительность видеосъемки без подзарядки аккумулятора при нормальной эксплуатации: ≈70 мин. 4K, ≈95 мин. Full HD
Размеры
121,3 (Ш) × 73,9 (В) × 42,7 мм (Т), минимальная толщина: 32,4 мм
Масса
≈337 г (с аккумулятором и картой памяти)
≈287 г (без аксессуаров, аккумулятора и карты памяти)
Рабочая температура
от 0 до +40 °C
Рабочая влажность
от 10% до 80% (без конденсации)
Время готовности к работе
≈0,4 с
Средняя цена (только камера)
Розничные предложения (только камера)
Средняя цена (с объективом)
Розничные предложения (с объективом)
Дизайн, конструкция
Корпус камеры действительно выглядит минималистично. Fujifilm X-E3 выпускается в двух вариантах, черном и серебристом, и своим дизайном отсылает к дальномерным камерам — разве что небольшой прорезиненный наплыв для лучшей эргономики выбивается из общей стилистики. На лицевой стороне расположен байонет с кнопкой высвобождения объектива.
В правом нижнем углу располагается механический переключатель режимов фокусировки — покадровый, следящий, ручной.
Под указательным пальцем расположилось одно из колес управления, чуть дальше виден светодиод подсветки для помощи фокусировки.
Изучим заднюю сторону Fujifilm X-E3. Отличительная особенность данной модели, обеспечивающая к тому же малый вес и компактность камеры — неповоротный сенсорный дисплей. К экрану нареканий нет — он яркий, контрастный, информативный. Отображает действительность плавно, без задержек, лишь изредка падает частота смены кадров, что неприятно, но несущественно. Видоискатель находится в левом верхнем углу, однако его не тянет использовать из-за весьма скромного увеличения: картинка получается не очень большой. Также на задней панели находятся маленький удобный джойстик управления, колесо и кнопки управления.
Под большим пальцем располагается еще один наплыв, обеспечивающий более удобный хват камеры, а на нем самом находятся клавиши блокировки фокусировки и вызова быстрого меню.
На верхнем торце фотоаппарата расположились органы управления: кнопка спуска, совмещенная с рычагом включения, диск управления выдержкой, переключатель режима «авто», диск экспокоррекции и функциональная клавиша.
Также есть горячий башмак, поддерживающий TTL.
Снизу — резьба для штативной головки и крышка батарейного отсека с разъемом для карты памяти. В процессе использования сформулировалось пожелание сделать крышку защелкивающейся автоматически. Сейчас чтобы закрыть ее, нужно непосредственно сдвинуть фиксатор пальцем.
С боковой стороны у фотоаппарата находятся три коммуникационных разъема — микрофонный вход (он же вход для тросика), Micro-HDMI и Micro-USB.
Камера в угоду компактности лишена встроенной вспышки, зато комплектуется небольшой накамерной вспышкой.
Вспышка может принимать два положения (сложенное и рабочее) и обладает совместимостью с TTL.
Меню
Основное меню организовано традиционным для Fujifilm образом. В левой части расположены основные разделы меню, каждый из которых помещается на 1—3 экранах. Пролистывание сквозное, то есть после последнего экрана раздела фокусировки идет первый экран следующего раздела. С основными пунктами меню можно ознакомиться в галерее.
Кроме того, в камере присутствует быстрое меню, вызываемое кнопкой под большим пальцем и дающее доступ к наиболее часто изменяемым параметрам съемки и настройкам камеры.
Меню настройки режимов серийной съемки и брекетинга — также на отдельной клавише.
На верхней части камеры справа есть еще программируемая функциональная клавиша.
Во время съемки экран может принимать следующие виды по нажатию клавиши «Disp»:
Технологии
Рассматриваемая камера укомплектована большинством технологий и «умений» старших товарищей по линейке. Та же матрица X-Trans CMOS III, обладающая армией верных поклонников, тот же процессор X-Processor Pro, и именно эта связка отвечает за качество изображения, всевозможные режимы его обработки и интерпретации, быстродействие всей системы в целом.
В случае с X-E3 компания использует хорошо зарекомендовавшую себя систему выбора режимов съемки: ручной, программный, приоритеты диафрагмы и выдержки выбираются комбинацией положений кольца диафрагмы на объективе и диска выдержки на камере. Кроме того, у X-E3 есть отдельный переключатель для режима Auto, который берет контроль над всеми настройками камеры, начиная от выдержки и диафрагмы и заканчивая системой распознавания лиц. Очень удобно, если нужно передать камеру кому-то, кто не обладает всей необходимой информацией о ее настройках.
Конечно же, в камере реализованы полюбившиеся многим режимы имитации пленки — здесь Fujifilm безусловно выжимает максимум из своей многолетней истории производства фотопленки.
При съемке на «родные» объективы камера получает необходимую информацию от объектива для использования в Lens Modulation Optimizer — системе, программно компенсирующей эффекты дифракции на закрытых диафрагмах, частично возвращающей резкость и яркость краям изображения.
За фокусировку отвечает гибридный автофокус, использующий от 91 до 325 точек фокусировки, из которых 49 в центральной зоне являются фазовыми. Новейший алгоритм обработки информации с датчиков, по заверениям Fujifilm, не только ускоряет работу системы, но и позволяет отслеживать объекты вдвое меньшего размера.
Также интересны возможности камеры при использовании ручной фокусировки. Для этого режима есть два помощника: фокус-пикинг и система Digital Split Image — некий цифровой аналог фокусировочного экрана, разделяющий изображение на несколько сдвинутых друг относительно друга полос, которые выравниваются, когда фокус наведен.
Лабораторные испытания
Разрешение
В светлой сцене разрешение RAW-файла показывает очень высокие результаты, выдавая 85% разрешения даже на ISO 6400. В темной сцене RAW показывает меньшее разрешение, что неудивительно, но абсолютные цифры все равно более чем достойные. Формат JPEG из-за алгоритмов шумоподавления немного отстает от этих цифр, но не портит замечательную картину.
Автофокус
Протестированная по нашей методике камера по скорости уверенно обошла все модели, включая своих старших собратьев, и лишь Sony RX-100 IV может похвастаться такой же высокой скоростью. А вот в том, что касается точности фокусировки, Fujifilm X-E3 пропустила вперед практически все сравниваемые модели, опередив лишь ту же Sony RX-100 IV. Интересная вышла закономерность: наименее точные — самые быстрые. Тем не менее, суммарный бал за систему фокусировки получился очень высоким, выше, чем у некоторых зеркальных камер.
Скорость съемки
Наглядно и достоверно проверить рекордную скорость съемки в нашей лаборатории нет возможности, так как такая съемка возможна при использовании электронного затвора и проходит в полностью бесшумном режиме.
В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась. Вторая скорость, как правило, беспредельна.
Режим
Первая скорость
Предел первой скорости
Вторая скорость
JPEG Quiet
N/A
N/A
N/A
JPEG Low
3,0 к/с
—
—
JPEG High
7,8 к/с
2,3 с
2,9 к/с
RAW Quiet
N/A
N/A
N/A
RAW Low
3,0 к/с
10,9 с
1,1 к/с
RAW High
7,9 к/с
2,9 с
1,4 к/с
Реальные характеристики крайне близки к заявленным производителем, кроме того из таблицы можно почерпнуть информацию о возможной продолжительности серии снимков на выбранной скорости. Рискнем предположить, что при использовании только лишь электронного затвора скорость съемки вряд ли будет заметно отличаться от заявленных 14 к/с, при этом продолжительность съемки на такой скорости должна составить около 1,5 с.
Практическая съемка
Цифры цифрами, но не менее интересно и важно посмотреть на поведение камеры в реальных условиях — на улице, в помещениях, при различных сценариях освещения и разном характере съемок.
Пожалуй, первое, что нас интересует — сопротивляемость матрицы шумам на разных уровнях светочувствительности.
Вплоть до ISO 800 шумов практически нет, лишь на ISO 800 при увеличении до 100% становится видно легкое зерно.
В условно «среднем» диапазоне уровней светочувствительности шумы становятся заметными, детализация снижается, но лишь при полноразмерном увеличении снимка. Шумы по своей структуре «художественные», картинку до определенного момента не портят.
Высокие уровни светочувствительности, конечно, характеризуются серьезным увеличением шумов, заметных уже даже без увеличения, и все же вплоть до максимальных уровней ISO фотографии остаются в «рабочем» состоянии.
Очень нравится алгоритм баланса белого, заложенный в камере. Во всех ситуациях фотографии получаются с естественными цветами, близкими к собственному восприятию автора теста.
При активированном стиле Provia/стандарт картинка выглядит следующим образом: цвета ярко выражены, но не перенасыщены.
Скорости работы системы автофокусировки достаточно для съемки большинства распространенных сюжетов.
Посмотрим, какой запас информации содержится в RAW-файле, которым можно было бы воспользоваться во время конвертации и обработки. Сфотографируем один и тот же сюжет на ISO 100 с фиксированной диафрагмой, но укорачивающейся выдержкой, а затем скомпенсируем экспозицию в редакторе. Ожидаемо, по мере увеличения значения компенсации проявляются шумы. Камера очень уверенно отрабатывает три ступени компенсации. На +4 начинает немного снижаться количество информации о цвете. На +5 изображение отличается достаточно заметно, цветопередача заметно хромает, в то же время это вполне рабочий вариант для ч/б варианта и основы для дальнейшей творческой обработки. Не то чтобы такую возможность следует закладывать во время съемки, но полученный результат позволяет не переживать о возможных ошибках экспозиции, лежащих в пределах примерно 3 ступеней.
Вывод
Fujifilm представила камеру с заметно более доступной ценой, чем основанные на тех же матрицах и процессорах X-T2 и X-Pro II, но с похожей функциональностью, в другом, минималистичном и несколько упрощенном корпусе. X-E3 в состоянии решать профессиональные задачи и выдавать высококачественные изображения. Это отличный вариант для тех, кому не обязательна максимальная функциональность, но кто является приверженцем экосистемы Fuji со всеми присущими ей традициями и особенностями передачи цветов.
Галерея
Предлагаем вашему вниманию галерею снимков, сделанных на Fujifilm X-E3.