Доклад международной неправительственной организации Amnesty International о том, что белорусские спецслужбы используют для неограниченной слежки сети мобильных операторов и интернет-провайдеров вызвал широкий резонанс. Разбираемся, как обстоят дела с наблюдением над гражданами в Беларуси и других странах.
Фото: TUT.BY
Беларусь: в целях оперативно-разыскной деятельности
Для начала напомним, что обязанность операторов и интернет-провайдеров предоставлять доступ к личной информации абонентов — это не новость. Данная норма регулируется законом «Об оперативно-разыскной деятельности» (последняя редакция от 15 июля 2015 г. № 307-З), который все без исключения компании должны соблюдать.
В частности там сказано о том, что прослушивание, просмотр сообщений, а также получение другой информации о деятельности абонента в Сети возможно, если есть такая необходимость для оперативно-розыскной деятельности:
Контроль в сетях электросвязи представляет собой получение, преобразование и фиксацию с помощью технических средств данных и сообщений в сетях электросвязи, прерывание соединений в сетях электросвязи с одновременным установлением абонентских номеров и (или) уникальных кодов идентификации абонентов и (или) их местонахождения в целях получения сведений, необходимых для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.
Также закон предусматривает, что контроль в сетях электросвязи «проводится с использованием сил и средств органов внутренних дел Беларуси, органов государственной безопасности и Оперативно- аналитического центра (ОАЦ) при президенте в соответствии с актами законодательства об оперативно-розыскной деятельности».
США: прослушка на высшем уровне
Власти США также позволяют себе слежку и прослушивание граждан, аргументируя ее необходимость антитеррористическими соображениями. Масштабность такой прослушки показал бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден.
Агентство национальной безопасности (АНБ), по данным The Wall Street Journal, может отслеживать до 75 процентов всего интернет-трафика в США. У американских спецслужб есть доступ ко всей переписке американских граждан, а также возможность прослушивать звонки, совершаемые, в том числе, через интернет.
Возможность осуществлять такую масштабную слежку за интернет-активностью собственных граждан АНБ дает тесное сотрудничество с крупнейшими интернет-провайдерами и операторами. Все контролирующие функции осуществляются АНБ совершенно легально на основании законодательных актов и распоряжений, принятых после терактов 11 сентября 2001 года.
Американцы могут позволить себе прослушивать не только рядовых граждан, но и высших должностных лиц других стран. Вспомните масштабный скандал про контроль разговоров глав Франции, Германии и трех десятков других стран
Россия: «закон Яровой» и не только
Буквально вчера Владимир Путин подписал поправки в антитеррористическое законодательство, предложенные депутатом Ириной Яровой, так называемый «закон Яровой». Знаменитый разоблачитель, бывший сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден уже назвал день подписания черным днем для России. И вот почему.
Закон обязывают операторов и интернет-компании хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Операторы связи также должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков в течение трех лет, интернет-компании — в течение года.
Поправки о фактах совершения звонков/получения сообщений должны вступить в силу уже с 20 июля этого года, о содержании звонков и переписки — с первого июля 2018 года.
Фото: Reuters
Впрочем, спецслужбы и ранее могли «слушать» россиян.
Согласно федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (всё, как у нас), прослушка телефонных разговоров, перлюстрация электронной почты и слежение за активностью людей в интернете не может осуществляться без санкции суда и наличия уголовного дела.
Однако, как объясняют эксперты, на самом деле этот запрет легко обходится при помощи пробелов в самом законе. Дело в том, что контроль за наличием у спецслужб санкций суда осуществляется самими спецслужбами.
В России, как и у нас, действует система СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий). Российские операторы мобильной связи и интернет-провайдеры традиционно устанавливают оборудование и подключают его к этой системе самостоятельно. И никого это не удивляет.
Польша: «антитеррористическая» тотальная прослушка
Летом 2014 года журнал Wprost опубликовал записи незаконно прослушанных разговоров высокопоставленных польских чиновников в ресторанах. В числе тех, кого прослушивали, были бывший глава МВД Польши Бартломей Сенкевич, председатель Нацбанка Марек Белька и другие.
Спустя год скандал разгорелся по новой. На этот раз в одной из социальных сетей появились 2,5 тысячи страниц материалов по громкому делу о прослушках, которое ведет прокуратура одного из округов Варшавы. Среди них показания свидетелей и обвиняемых и их персональные данные, в том числе, адреса и телефоны, и даже некоторые вещественные доказательства. Представители спецслужб подтвердили, что это — крупнейшая утечка материалов следствия в истории страны.
Сразу после этого в отставку подали три министра, ряд заместителей министров и маршал Сейма Радослав Сикорский.
А буквально месяц назад Сенат Польши (высшая палата парламента) принял новый антитеррористический закон, одобренный до этого польским сеймом (нижней палатой). При этом, по мнению польской оппозиции, закон нарушает гражданские права.
Документ предполагает значительное расширение полномочий спецслужб. В частности он предусматривает возможность прослушки разговоров, наблюдение и прослушивание в помещениях, а также проверку корреспонденции и посылок иностранцев в рамках оперативных действий по борьбе с терроризмом.
Украина: «от спецслужб не спрятаться»
Украинские спецслужбы прослушивают граждан, если они вызывают у них интерес, заявил еще в 2013 году экс-зампред СБУ, генерал-лейтенант Александр Скипальский.
Фото: rusvesna.su
«Запомните, для разведки, если поставлена задача, нет слова „невозможно“… Если цель поставлена, то технические возможности прослушивания есть. На каждом шагу мы знаем, что наших граждан прослушивают как здесь, так и за рубежом. Все зависит только от того — представляет это интерес для спецслужбы или не представляет», — рассказал Скипальский.
По его словам, 99,9% граждан Украины не интересуют спецслужбы, поскольку они законопослушные. Однако, подчеркнул генерал-лейтенант, если некое лицо заинтересует соответствующее ведомство, то «от спецслужб не спрятаться».
Македония: скандал с прослушкой 20 тысяч граждан
Прослушивают своих граждан и в других странах Европы. К примеру, в Македонии протесты почти не прекращаются с начала 2015 года, когда лидер Социал-демократического союза Зоран Заев объявил о прослушке македонскими властями более 20 тысяч граждан республики.
Масла в огонь подлил отказ властей от преследования чиновников, подозреваемых в организации прослушки. К требованиям расследовать дело о прослушке добавились требования об отставке президента и премьер-министра страны, расследовании коррупции в правительстве и прекращении нарушения прав албанского населения.
Власти, на которых давят также Евросоюз и США, неохотно идут навстречу оппозиционерам и в ответ обвиняют их в сотрудничестве с иностранными спецслужбами.
Скандалы, связанные с прослушкой граждан, периодически возникают в разных странах. Так в прошлом году руководитель Национальной службы разведки Южной Кореи признался в том, что его ведомство закупало у хакерской группы Hacking Team шпионский софт для получения доступа к сообщениям в популярных мессенджерах (например, Kakao Talk).
А в Китае тотальным контролем за общением граждан вообще никого не удивишь. В этой стране речь идет не просто о возможности спецслужб воспользоваться логами провайдеров, а о постоянном тотальном контроле и жесткой цензуре.
Как сообщается в исследовании, опубликованном ПИР-Центром, в Китае успешно реализуется проект «Золотой щит» (неофициальное название — Великий китайский файервол), в рамках которого создана сложная система фильтрации содержимого интернета.
В 2005 году в Китае было запрещено анонимное общение, введена обязательная регистрация сайтов, проведена серия облав на владельцев нелегальных интернет-кафе. С 2006 года в Китае начало свою работу специальное полицейское ведомство для контроля за интернетом.