Широкий взгляд «Косины»
Пока фотообщественность мирно дремала, в мире объективов произошло событие, сенсационное по своей значимости для владельцев полнокадровых беззеркалок Sony: начались отгрузки сверхширокоугольного объектива Voigtländer Heliar-Hyper Wide 10mm F5.6 Aspherical E-Mount (байонет Sony FE). Еще в середине весны я видел кнопку «Предзаказ» на сайте bhphotovideo.com, даже поставил там галочку на всякий случай. И вдруг… 25 мая мне приходит письмо о том, что объектив готов к отправке. Я заказываю его немедленно, и 9 июня курьер российской EMS вручает мне эту новинку.
Небольшое отступление. Торговая марка Voigtländer давно не принадлежит одноименной австрийской компании; сегодня ею владеет японская Cosina Co, Ltd. Помимо стекол «Фойхтлэндер» (правильно произносится именно так), «Косина» изготавливает объективы для немецкой Zeiss и кое-кого поскромнее — Tamron, Vivitar, Soligor и т. д., а раньше делала стекла даже под собственной маркой. Между объективами Cosina/Zeiss и Cosina/Voigtländer с одной стороны и всеми остальными, выпускаемыми этой компанией, с другой стороны — разница огромная. Скажем, как между земляникой и рябиной. Разумеется, варить варенье можно из того и из другого, но в сыром виде, на цвет и на вкус рябина явно не то же самое, что земляника.
В России официальным дистрибутором продукции Voigtländer является bessa.ru (Bessa — название камер «Фойхтлэндер»). У них этот «гиперширокоугольный» объектив пока (на момент сдачи этого материала) не появился.
Самое главное, что объектива с таким коротким фокусом и при этом не «рыбьего глаза» нет не только для Sony, но и для других систем. Правда, просто нет. Ближайший аналог — Canon EF 11–24mm F4L USM — весит 1180 г и обладает углом обзора 126°.
Будучи оптикой, предназначенной специально для беззеркалок Sony, Voigtländer Heliar-Hyper Wide 10mm F5.6 «чипован» и оснащен контактной группой. Это позволяет электронике камер записывать в параметрах EXIF параметры объектива и установленного значения диафрагмы, а также ассистировать при ручной фокусировке — использовать опцию кратковременного увеличения изображения и выводить шкалу расстояний в поле зрения видоискателя. Очень полезная функция, вовсе не пустяк!
Технические характеристики (взяты с сайта производителя):
Полное наименование
Voigtländer Heliar-Hyper Wide 10mm F5.6 Aspherical E-Mount
Фокусное расстояние
10 мм
Относительное отверстие:
- максимальное
- минимальное
- 1:5,6
- 1:22
Оптическая схема
13 элементов в 10 группах; 2 асферических элемента
Угол обзора
130°
Число лепестков диафрагмы
10
Минимальная дистанция фокусировки
0,3 м
Максимальный диаметр
67,4 мм
Длина
68,5 мм
Фильтры
не используются
Вес
375 г
Бленда
несъемная 4-лепестковая
Цена (в США, без доставки)
$999
1 — несъемная бленда, 2 — кольцо установки значения диафрагмы, 3 — кольцо «деклика» диафрагмы, 4 — фокусировочное кольцо, 5 — шкала расстояний, 6 — маркер установки в байонет, 7 — байонет, 8 — шкала значений диафрагмы, 9 — маркер блокировки «деклика», 10 — маркер расстояния, 11 — шкала ГРИП, 12 — наружный тубус объектива
Да, наводка на резкость здесь только ручная. Но зачем, скажите, нужна автоматическая оптике с фокусным расстоянием 10 мм, если даже при максимальном значении диафрагмы (5,6) глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) начинается на отметке 40 см и упирается в бесконечность? На что, собственно, прикажете наводиться?
Объектив великолепен внешне и надежен в плане конструкции: корпус металлический; никаких пластмассовых деталей и прочих малонадежных элементов. По форме это профилированный цилиндр с удобно выступающими кольцами установки значения диафрагмы, включения плавного управления ею, а также фокусировки. Передняя линза, разумеется, сильно выступает вперед, но не уродует внешний вид и не вызывает опасений, так как до известной степени защищена несъемной металлической блендой.
По размерам и массе Voigtländer Heliar-Hyper Wide 10mm F5.6 вполне соответствует беззеркалкам Sony и неплохо сбалансирован «в связке», например, с Sony A7RII.
Крышка передней линзы — металлическая нахлобучка в форме тюбетейки; она надевается на лепестки несъемной бленды и удерживается за счет эластичности расположенного внутри крышки резинового уплотнения.
Фокусировочное кольцо — оптимальной ширины (для моих пальцев во всяком случае), в меру податливое, без люфта, с плавным ходом.
Диафрагменное кольцо достаточно тугое для того, чтобы предотвратить его случайное перемещение при задевании за одежду, ремни и сумки, но, вместе с тем, оно отлично движется под пальцами левой руки. Сразу за ним — и это тоже весьма удобно — расположено кольцо «деклика», то есть отключения щелчков при установке значения диафрагмы. Последнее производится отодвиганием кольца вперед и поворотом после этого вправо или влево. Это, несомненно, дополнительно привлечет любителей съемки видео.
В общем, уже через пару минут я обращался с объективом как со старым знакомым. Когда все удобно и рационально, думать ни о чем не нужно — работай, да и все.
Ну, а что же с фотографиями?
Виньетка выражена достаточно сильно (на глаз — около −1,5 ступени экспозиции). Но, во-первых, это несложно поправить инструментами Photoshop или аналогов, а во-вторых, иногда это можно использовать как художественный прием. Зато дисторсия (подушкообразная) как раз, наоборот, почти незаметна, и это огромный плюс.
Хроматические аберрации? Да их просто нет! И вот простое тому доказательство. Кстати, и пресловутых «зайцев» (рефлексов с поверхности линз) я тоже не ви