Кoгдa в пoнeдeльник вeчeрoм гипeрмaркeты Мeгa и Aшaн пoгрузились вo тьму, нa тeрритoрии тoргoвoгo кoмплeксa нaxoдилoсь нeскoлькo тысяч пoкупaтeлeй. Интeрeснo, кaкaя мысль пришлa в иx гoлoвы пeрвoй? Спaсaть сeбя или спaсaть свoи пoкупки? A, мoжeт быть, бeжaть к выxoду, пaрaллeльнo смeтaя всe, чтo пoпaдeтся пoд руку? Вeдь всe рaвнo в крoмeшнoй тьмe зa руку вoришку никтo нe пoймaeт. Иx и при свeтe-тo нe всeгдa лoвят…
Кaк пoкaзывaют дaнныe исслeдoвaний, прoвeдeнныx кoмпaниeй "Цeнтр бeзoпaснoсти тoргoвли", и пoкупaтeлeй, и пeрсoнaл мaгaзинoв мoжнo услoвнo рaздeлить нa три кaтeгoрии: 10% из ниx гoтoвы вoрoвaть в любoй мoмeнт, 10% нe пoйдут нa этo ни при кaкиx услoвияx, a 80% — кoлeблющиeся. Пoлучaeтся, мaгaзинным вoришкoй мoжeт oкaзaться прaктичeски кaждый.
Вoрoвствo кaк oбрaз жизни
Дeвять чaсoв утрa. В тoргoвый зaл укрaинскoгo супeрмaркeтa бoдрo вxoдит приличнo oдeтый мужчинa лeт 40 и нaпрaвляeтся к виннo-вoдoчным рядaм. Тaм стaвит в кoрзину пoл-литрoвую бутылку вoдки и идeт в xлeбный oтдeл, зaвoрaчивaeт зa один из стеллажей со свежими караваями, садится на корточки, отвинчивает крышечку и опорожняет бутылку. Далее закручивает крышечку, лепит на прежнее место акцизную марку и, прихватив булочку, направляется к кассе. Разумеется, предварительно вернув "практически целую" бутылку водки на место.
Особую категорию воришек составляют, так называемые, "евробомжи". Для них воровство — это игра. Суть ее сводится к тому, что молодые люди колесят по Европе с минимумом денег в кармане. Правил в этой игре масса, но одно из основных состоит в том, что настоящий "евробомж" не имеет права ничего покупать в супермаркетах — он должен исключительно воровать. В последнее время западное увлечение получило широкое распространение и в России. Главный инструмент, который используют "евробомжи" против электромагнитных датчиков, — это обычная бытовая фольга.
Не по нужде, а по призванию воруют и клептоманы. Самая известная из них — американская киноактриса Вайнона Райдер. Была арестована 12 декабря 2001 года в одном из крупных магазинов престижнейшего района Лос-Анджелеса Беверли-Хиллз за попытку кражи одежды на сумму более 5,6 тыс. долларов.
Средь бела дня
Ульяновские воришки практикуют иные способы "одалживания товаров", а именно переклейку штрих-кодов. Как правило, приходят " народные умельцы" в магазины не с пустыми руками, а с заранее заготовленной коллекцией: чтобы было из чего выбрать и на что заменить. Меняют, как правило, штрих-коды дорогих товаров на дешевые. Помимо этого, практикуют и прямую подмену товаров.
Один сотрудник супермаркета рассказал, что лично поймал мужчину, который в коробку из-под дешевой пасты пытался положить дорогой "Блендамед". На таких воришек глаз у охраны наметан.
Посреди бела дня из крупного торгового центра в Литве первоклассник "увел" 14 велосипедов. Как показали видеозаписи, восьмилетний Арунас проводил велосипеды через неработающую кассу, а на площади перед супермаркетом его 13-летний сосед Александр раздавал их мальчишкам. Стоимость украденных велосипедов более $1200. Должностные лица считают, что ответственность за убытки торгового центра лежит на охранниках, которые не заметили, как в течение более двух часов уезжает двухколесный товар. Несовершеннолетние преступники наказания не понесут.
Не уличенный, но вор
В супермаркетах воруют много. Что, впрочем, и не удивительно: товар лежит как на ладони, охраны почти не видно, а большинство установленных камер видеонаблюдения — откровенные муляжи. При чем об этом знают не только воры-профессионалы.
Чтобы хоть как-то компенсировать убытки от клептоманов и банальных воров, продавцы закладывают в цену товаров собственные издержки. До 5% цены товаров заложено на магазинные кражи. В новых торговых центрах на охрану тратятся немалые средства, причем именно с охраны и взыскиваются деньги за украденный товар.
Специалисты утверждают, что времена, когда воровали исключительно от нужды, давно прошли. Сегодня кто-то ворует от недостатка адреналина в крови, кто-то хочет проверить себя таким образом на смелость. И лишь немногие занимаются этим профессионально.
Как выяснили корреспонденты "Новых известий", немало краж совершается сегодня обычными гражданами, вполне законопослушными вне стен торговых залов. Чаще всего воруют вино, чай или кофе. "Рассказывают сказки, что дома у них умирает больная бабушка, которой не на что купить хлебушка и лекарств, а с полок тащат не булку, а самый дорогой импортный кофе", — поделился с газетой один из охранников.
"В основном у нас воруют приличные люди, говорят сотрудники вологодского супермаркета "Макси". — Одеты хорошо, работают в приличных местах". Особенно им запомнилась женщина, которая просила: "Делайте что хотите — фотографируйте, в милицию звоните. Вот только на работу в "Сбербанк" не сообщайте". В "Макси" фотографии уличенных воришек красуются на доске позора.
Уличить, не значит поймать
Поймать воришку не так-то просто. По закону охранник не имеет полномочий досматривать личные вещи покупателя. Согласно ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ производить досмотр может только сотрудник милиции, и то в присутствии двух понятых, составив о том протокол.
Если охрана не вызвала милицию и продолжает задерживать вас, это можно квалифицировать как незаконное лишение свободы, за что предусмотрена уголовная ответственность. Еще надо доказать, что вы украли эту банку кофе, а не купили ее в соседнем ларьке, а без доказательств любое обвинение беспочвенно.
Заподозрив вас в краже, охранники могут лишь позвонить по телефону "02" или в местное отделение милиции и сообщить о свершившемся, на их взгляд, преступлении. При этом закон не обязывает вас дожидаться милиционеров у кассы. Максимум, что в состоянии сделать охранник в данной ситуации, не преступая закона, — выйти из магазина вслед за вами и проследить, куда вы пошли.
Бороться и не напороться
Генеральный директор Агентства исследования и предотвращения потерь (АИПП) Игорь Чумарин говорит, что все потери торговых сетей распределяются примерно в следующей пропорции: 20-25% приходится на брак, 20-25% воруют покупатели, 20-30% — кассиры, еще 20-40% — это кражи остального персонала. При этом представители торговых сетей признают, что традиционные меры защиты от воровства — это лишь профилактика.
По мнению генерального директора "Агентства исследования и предотвращения мошенничества" Игоря Чумарина, защититься от магазинных воришек не так сложно. "Необходимо размещать стеллажи с товаром так, чтобы они не загромождали торговый зал и обеспечивали хороший перекрестный обзор, не выставлять дорогостоящие товары без надлежащей защиты, а мелкие — рядом с выходом из магазина", — рекомендует специалист. Охранникам же, по его словам, нельзя поворачиваться к покупателям спиной, а при встрече взглядами необходимо смотреть в глаза.
Недавно на рынке появилась услуга по подготовке скрытых агентов для торговых сетей. С мая 2003 г. этим занялся Центр безопасности торговли (ЦБТ). Выпускники школы при ЦБТ — это в том числе и торговый персонал магазинов, занимающийся за дополнительное вознаграждение сбором сведений для системы безопасности.
Эксперты ЦБТ рекомендуют распределять "секретных агентов" следующим образом: среди торгового персонала и работников склада их должно быть около 5% , среди офисных работников — 10% и среди кассиров — 15%. Информация об агентах должна быть строго конфиденциальной, доступной только ограниченному кругу лиц: начальнику службы безопасности, директору магазина и его заместителям.
В тех супермаркетах, где "спецагенты" пока не работают, применяется иная практика: в случае выявления факта кражи воришке предлагается оплатить товар в тройном размере, а "вырученная" сумма переходит к задержавшему вора охраннику в качестве премии.
В некоторых магазинах любителей "бесплатного сыра" фотографируют для вывешенного в зале стенда, в других заводят картотеки "проштрафившихся" клиентов, чтобы в следующий раз сразу взять их на заметку.
В группе риска
Покупатели:
- подростки, устраивающие "толпу" у стеллажей и на кассе;
- люди в просторных одеждах или одетых не по сезону;
- бойкие молодые мамаши с детскими колясками;
- пожилые люди, много времени проводящие у полок с дорогими товарами;
- граждане, напоминающие бомжей и пьяниц.
Товары:
- алкогольные напитки;
- сырокопченые колбасы и прочие мясные деликатесы;
- косметика (лосьоны, шампуни, кремы);
- икра и морепродукты;
- кофе и чай в небольших баночках и пакетиках.
В Европе самым похищаемым товаром считаются презервативы. Как отмечают эксперты, при хищении этого товара значительную роль играет не только малый размер его упаковки, но и чувство стыда, возникающее у покупателя на кассе, которое и подвигает его на преступление. На втором месте — женское белье. Далее следуют бритвенные лезвия, шоколад, тампоны и прокладки, батарейки и аккумуляторы, а также спиртные напитки.
Лидером по воровству в супермаркетах Европы является Великобритания. По данным британского Центра исследования розничной торговли, магазинные воришки крадут там товаров более чем на 4 млрд. фунтов ежегодно, что составляет около 2% ежегодного оборота розничной торговли в стране. За такие преступления в течение года задерживают около 500 тыс. человек. Вторыми по объему краж идут французы, третьими — греки.
Источник: РИА Новости