Google прoдвигaeт сoбствeнныe прoдукты, искусствeннo пoднимaя oбъявлeния o ниx нa пeрвыe пoзиции в результатах поиска. Как выяснила газета The Wall Street Journal при участии агентства SEMrush, проанализировав 25 тысяч поисковых запросов, реклама продуктов Google и других компаний холдинга Alphabet показывалась на самых выгодных местах страницы выдачи в 91% случаев, «отодвигая» ниже оплаченные клиентами поисковика объявления.
А в 43% случаев объявления, имеющие отношение к холдингу Alphabet (от рекламы музыкального сервиса и «умных» термостатов Nest до Pixel-смартфонов и магазина Google Play), занимали сразу две верхние строчки. Например, в ответ на запрос «телефоны» поисковик практически всегда отображал подряд три рекламных блока, продвигающих «пиксельфоны» Google.
Тысяча запросов по слову «ноутбуки» начиналась с рекламы хромбуков, «часы» в 98% случаев — с рекламы устройств на Android Wear, а «детектор дыма» — с рекламы датчиков Nest. Во всех случаях, узнала WSJ, ссылки вели на онлайн-магазины, принадлежащие Alphabet.
Контекстно-медийная сеть Google устроена по принципу аукциона. Рекламодатели делают ставки, а поисковик — взвешивает спрос по известному только ему алгоритму, на основе которого определяется цена и место показа баннера. В результате побеждает тот, кто готов заплатить больше.
В Google утверждают, что играют по-честному: фирма «осознанно и тщательно разрабатывает» свои маркетинговые кампании, не затрагивая интересов других рекламодателей. Ее объявления отображаются над прочими из-за высокого качества и цены, которую она готова заплатить (по сути, сама себе). С другой стороны, Google недополучает прибыль, поскольку число рекламных позиций ограничено.
Авторы WSJ поделились результатами исследования с Google 1 декабря, но уже 15-го числа число объявлений в топе выдачи существенно сократилось. Как показал повторный анализ, проведенный 22 декабря, реклама продуктов поисковика или Nest показывалась наверху только 19% случаев. С чем это связано, в Google не пояснили.
На недобросовестную практику Google, в частности, пожаловался российский разработчик систем управления сайтами «Битрикс». В январе 2015 года эта компания была лидером в сегменте запросов, связанных с CRM-системами, — рекламу «Битрикса» можно было увидеть в 24% случаев. В то время Google не занималась рекламой собственных продуктов по соответствующим ключевыми словам.
Позднее, в августе 2016-го, баннеры Google появлялись в ответ на более чем 70% запросов, имеющих отношение к CRM, а «Битрикса» — около 14%. При этом разработчик платил за эту рекламу на 26% больше, чем в начале 2015-го. В Google на претензии ответили, что на изменение ставок и позиций размещения повлияло не участие поисковика, а конкуренция со стороны других рекламодателей.