Нe тaк дaвнo мы писaли o тoм, чтo цeлый ряд бывшиx вeдущиx рукoвoдитeлeй Facebook критикуют сoциaльныe сeти и сaму кoмпaнию зa нeгaтивнoe влияниe нa oбщeствeнныe oтнoшeния. Свoeoбрaзным oтвeтoм крупнeйшeй в мирe социальной сети можно считать опубликованное официальное исследование плюсов и минусов этого метода общения и потребления информации. Исследование ставило задачей выяснить ответы на ряд вопросов. Например: хорошо ли тратить время на социальные сети? Или: объединяют ли людей связи в онлайне или же они просто потребляют обновления и разделяются на группы за счёт времени, которые могли бы проводить с близкими?
Результатом стала статья руководителя отдела исследований Facebook Дэвида Гинзберга (David Ginsberg) и социального психолога компании Мойры Бурке (Moira Burke). Стоит отметить, что исследование было проведено заинтересованной стороной, так что к выводам лучше отнестись с известной долей скептицизма.
В рамках работы были привлечены такие учёные, как Роберт Краут (Robert Kraut) из Университета Карнеги — Меллона, Соня Любомирская (Sonja Lyubomirsky) из Калифорнийского университета в Риверсайде, Эмелиана Саймон-Томас (Emiliana Simon-Thomas) и Мэтт Киллингсворт (Matt Killingsworth) из Калифорнийского университета в Беркли. Также Facebook сотрудничала с клиниками и организациями, занимающимися проблемами психического здоровья вроде Save.org и National Suicide Prevention Lifeline. К каким же выводам пришли учёные?
Согласно исследованию, на самом деле всё зависит от того, как люди используют технологию. Например, можно в социальных сетях просто пассивно прокручивать сообщения, словно смотреть телевизор или же напротив — активно взаимодействовать с друзьями (отправлять сообщения и комментировать публикации друг друга). Взаимодействие с людьми, которые пользователю небезразличны, может быть полезным, в то время как просто пассивный просмотр ленты способен оказать вред и негативно влиять на самочувствие.
Итак, тёмная сторона социальных сетей. В целом, пользователи, которые проводят много времени, пассивно потребляя информацию — читая, но не взаимодействуя с людьми, — сообщают об ухудшении настроения. В одном из экспериментов студенты Мичиганского университета, случайно назначенные для чтения Facebook в течение 10 минут, находились в худшем настроении в конце дня, чем ученики, назначенные для публикации или общения с друзьями на Facebook. Исследование, проведённое в Калифорнийском университете в Сан-Диего и Йельском университете, показало, что люди, которые нажимали на примерно в четыре раза больше ссылок, чем средний человек, или которым нравилось в два раза больше публикаций, сообщили об ухудшении психического здоровья, чем в среднем в исследовании. Хотя причины не ясны, исследователи предполагают, что онлайн-чтение о других может привести к отрицательному социальному сравнению — возможно, даже сильнее, чем в обычной жизни, поскольку публикации людей часто более выверены и лестны. Согласно другой теории, причина в том, что Интернет отвлекает людей от личного социального участия.
Что же со светлой стороной явления? Исследования показали, что активное взаимодействие с людьми — особенно обмен сообщениями, публикациями и комментариями с близкими друзьями и воспоминание о прошлых взаимодействиях — связано с улучшением самочувствия. Возможность общаться с родственниками, одноклассниками и коллегами обычно и привлекает людей в социальные сети на раннем этапе. Поэтому неудивительно, что оставаться на связи с друзьями и близкими приносит людям радость и укрепляет чувство общности.
Исследование, проведённое Робертом Краутом в Университете Карнеги — Меллона, показало, что люди, которые отправили или получили больше сообщений, комментариев и публикаций в ленте новостей, сообщили об улучшении социальной поддержки, снижении ощущения депрессии и одиночества. Положительные эффекты были ещё сильнее, когда люди разговаривали со своими близкими друзьями в Интернете. Простого обновления статуса было недостаточно: люди должны были взаимодействовать друг с другом в своей сети.
В эксперименте, проведённом в Корнеллском университете, испытывающие напряжение студенты колледжа, случайно назначенные для прокрутки своих профилей в Facebook в течение пяти минут, испытали повышение самооценки по сравнению со студентами, которые смотрели на профиль незнакомца в Facebook. Исследователи полагают, что улучшение самооценки вызывается воспоминаниями о прошлых значимых взаимодействиях — наблюдением за фотографиями, в которых они были отмечены, комментариев, которые оставили их друзья, — а также о прошлых публикациях, когда человек выбирал, как представить себя миру.
Затем другим участвующим в эксперименте студентам Корнеллского университета, подвергшимся стрессу (с негативными оценками тестов), предлагалось выбрать сайт для посещения, включая Facebook, YouTube, онлайн-музыку и онлайн-игры. Оказалось, что такие студенты вдвое чаще выбирают Facebook, чтобы успокоиться, по сравнению со студентами, которые не испытывают стресса.
В целом Facebook на основании своих исследований и академических трудов делает вывод, что с точки зрения самочувствия важно то, как именно человек пользуется социальными сетями. Компания обещает, что будет трудиться в направлении стимуляции социального взаимодействия пользователей между важными для них людьми и для снижения простой траты времени.
Компания уже делает некоторые шаги в этом направлении: например, привлекающие внимание заголовки или поддельные новости снижают рейтинг публикации, даже несмотря на то, что они обычно интересуют пользователей. Публикации от друзей, которые человека интересуют больше, выводятся в приоритете. Реклама становится более персональной. Система комментариев была переработана, чтобы сделать общение удобнее. Появился инструмент «сон»: пользователь может скрыть из своей ленты людей, страницу или группу на 30 дней, не отписываясь от них навсегда. Обещает компания продолжать улучшать сервис и далее.
Так или иначе, но когда крупнейшая социальная сеть в мире признаёт вред от использования социальных сетей, это стоит внимания. Быть может вскоре при посещении Facebook пользователям будет выводиться предупреждение вроде такого: «Внимание! Чрезмерное пассивное потребление социального контента вредно для вашего психического здоровья».
Источник: