фoтo: pixabay.com
Пoпрaвки в КoAП прaвитeльствo внeслo eщe в фeврaлe этoгo гoдa. Пo прaвилaм, eсли пeшexoд или вeлoсипeдист сoбирaeтся пeрexoдить улицу пo нерегулируемому переходу и оказывается на пути у водителя, то последний должен остановиться. Причины увеличения штрафа можно выразить в цифрах: в 2014 году было возбуждено 1,64 млн дел, в 2015-м — 1,66 млн. Правда, если быть точнее, то внедряется так называемая «вилка»: минимальная сумма штрафа изменена не будет и останется равна полутора тысячам рублей. Возникает вопрос: в каком случае нерадивый водитель заплатит на тысячу больше?
— Чтобы наложить штраф в 2,5 тысячи, на пешеходном переходе должен находиться сотрудник полиции и отлавливать нарушителей, — разъясняет глава Союза пешеходов России Владимир Соколов. — Но это трудоемкий процесс. Да и состав полиции сократили в несколько раз, и из-за того, что повысили «вилку», они не появятся на пешеходных переходах. Единственный выход — поставить больше камер видеофиксации.
Хитрость в том, что сумма штрафа за нарушение, зафиксированное камерой, составляет все те же полторы тысячи. А если водитель еще и оплатит его за 20 дней, то получит скидку в 50%.
— И получается 750 рублей — штраф за нарушение, которое опасно для жизни, — продолжает Соколов. — Если бы штраф во всех случаях, в том числе с камер, был 2500 рублей — другой вопрос. Поставить их нужно на те переходы, где чаще всего совершаются ДТП.
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что плюс от повышения может быть хотя бы с информационной точки зрения: увидели водители новость и задумались. Как эффект плацебо. При этом есть пример детских автокресел, когда штраф подняли с полутора тысяч до трех. Небольшая сумма, казалось бы, как и в этом случае, но ведь подействовала.
Правда, эксперт соглашается, гибэдэдэшников нынче мало, к каждой зебре не приставишь. Получается, что упор остается на камеры, а значит, по сути не меняется ничего. Хотя, пожалуй, нет. Первый зампред Комитета Госдумы по законодательству и содокладчик инициативы на втором чтении Вячеслав Лысаков считает, что эффект вообще может быть обратным.
— На мой взгляд, такие меры должны вводиться в обе стороны. Если мы говорим об увеличении штрафов для водителей, то следует повысить штрафы и для пешеходов. Иначе это может сослужить печальную службу: когда последний раз, в 2013 году, мы поднимали штрафы, выяснилось, что пешеходы чувствуют себя в полной безопасности и потому ведут себя легкомысленно, беспечно. Многие люди переходят по зебре не глядя по сторонам, хотя делать этого нельзя: машина может быть уже под носом, у нее длинный тормозной путь. Если человек глядит перед собой, или вниз, или в телефон, или слушает музыку, то он сам виноват. Хотя, конечно, в 80 процентах случаев виноват водитель, нельзя воспринимать повышение штрафов как карт-бланш на легкомыслие.
С ним согласна и психолог Анастасия Зайцева. При таком раскладе пешеход уже подсознательно будет считать себя правым, чтобы ни случилось. А значит, и поступать будет необдуманно.
— Когда человек садится за руль — а это уже большой стресс, — то начинает злиться на всех вокруг, в том числе на других водителей и тех, кто без машины, — говорит эксперт. — Это нормально. Он как бы забывает себя в роли пешехода, когда так же злился на автомобилистов. Плюс вечная спешка в большом городе. К тому же я сама вожу машину и знаю, что если пропускать всех и вся, то можно стоять на зебре часами, есть такие улицы. В любом случае не нужно было накалять обстановку и выставлять автомобилистов виноватыми (а с повышением штрафа они такими и выглядят). Надо решать вопрос иначе: повышать культуру, объяснять правила ПДД или ставить те же светофоры.