фoтo: Aлeксaндр Кoрнющeнкo
«Элeмeнт Рутeний, Aтoмный нoмeр 44, oтнoсится к плaтинoвым мeтaллaм, вxoдит в сoстaв сплaвoв, высoкoй твeрдoсти и стoйкoсти прoтив истирaния, кaтaлизaтoр мнoгиx xимичeскиx рeaкций», — пишут в учeбникax пo xимии.
Кoгдa-тo я назвал в честь рутения свою авторскую колонку. Не за «высокую твердость и стойкость против истирания», не за платиновую дороговизну, и даже не за то что — «катализатор». Другая деталь мне показалась просто умилительной: «Открыт рутений русским химиком Карлом Клаусом», — значится в тех же учебниках. Просто-таки символ, прекрасный штрих к портрету страны, просторной для служения и патриотической любви, спасибо, дорогой наш Карл Карлович!
А вспомнил я благородные труды ученых, и ту свою рубрику после недавнего экологического скандала: над Европой вроде бы проплыло облако с радиоактивным рутением-106. Откуда? Кроме комментариев ученых были всякие другие, построенные по принципу старой школьной игры «Кто пукнул в классе?» (надо как можно выразительней коситься на соседа). Были комментарии: «виновата Россия», «выброс в лаборатории где-то под Челябинском. В том числе, мелькало (не удивляйтесь — видно аргументы подыскивали для самых разных аудиторий!): «Это Россия, потому что рутений же!» А что? Демократия! Обитатели желтых домов тоже имеют право на свою картину мира и новостную ленту с соответствующими комментариями.
Кстати, все это не намного глупее других недавних примеров. Помните? Освенцим освободили соотечественники Порошенко, ибо «это же был Четвертый Украинский фронт!» Действительно, самые разные есть категории читателей, повторяли и это… Не вспоминая даже, что Фронты тогда были: и Волховский, и Воронежский, и Юго-Западный, и даже Степной.
Кстати, латыши, литовцы, эстонцы часто обижаются на объединительную кличку «прибалты». Да, грубовато, к тому же аллитерацией напоминает нечто «приблатненное». Но по логике «истинных освободителей Освенцима» — была и такая нация, ведь был же Прибалтийский фронт. Даже два.
Всё как-то смешалось и упростилось одновременно. Примитивизировалось. Научные факты, вроде вращения Земли, забыты. Ведь именно это вращение дает основной вектор переноса воздушных масс с Запада на Восток, делая челябинское облако над Рейном весьма маловероятным. Но, опять же, влезая в тонкости — не полностью исключенным. Глобальное загрязнение — как в Чернобыле — задевая несравнимые с лабораторным выбросом громадные воздушные массы, вбрасывая их в циклонные воронки, допускает перенос и на Запад. Но опять же, большой выброс, как на Чернобыльской АЭС — это обязательно, гарантированно – целый «букет» элементов, а тут ведь только рутений!
Но такие длинные логические цепочки – роскошь в наши дни, когда примитивная мода и простые тренды правят бал. О моде «Me Too» («Меня тоже» — в смысле, отхарасментили) я писал в «МК»: не хочется повторяться насчет наивности и примитивизма. Но вот еще тренд: поиски «вмешательства России». От Нью-Йорка до Берлина гордо реет Русский Хакер, черной молнии подобный.
Невольно напомнило, как в 18 веке даже при самых изысканных европейских дворах было модно ловить в париках, вычесывать в одежде блох и прочих вредных насекомых. Носили даже специальные аксессуары, элегантные щеточки с золотыми ручками… Это считалось вполне комильфо, но назвать придворную даму «вшивой» — грубое хамство. К какой даме я клоню? До Трампа соперником Хиллари Клинтон на стадии праймериз выступал сенатор от Вермонта Берни Сандерс. Чтобы свалить опасного конкурента, ему припомнили все что можно и нельзя: еврейское происхождение, проведение в СССР своего медового месяца в 1980-х, сотрудничество с американской секцией Всемирного совета мира…
Но «обаяние» («анти», разумеется) Хиллари Клинтон было столь велико, что практически нищий, с нулевым на фоне клинтоновского бюджетом, Берни Сандерс продержался в гонке до самого съезда демпартии. И партийным боссам пришлось «подкручивать» голоса в пользу Клинтон. По сути, случился новый — теперь демократический -«Уотергейт»!
Но тут очень вовремя подоспела новая «мода»: объявили, что почту Национального демократического комитета взломал Русский Хакер, выкрав письма партийных жуликов. Причем (это уже симптом) – подлинность писем не оспаривалась! Обсуждать причастность WikiLeaks, «кремлевских хакеров» к краже писем — комильфо, вспоминать, что было в письмах – хамство. Этикет, как при дворе предпоследнего Людовика. Спросить даму: от какого ювелира у вас эта золотая блохогонялка – можно. Уточнять: а где вы подцепили этих блох — ни-ни!
А дефиле — то бишь, выборы — продолжаются. В нынешнем сезоне это носят и в Германии, Каталонии, Шотландии… В смысле — нашли умопо(в)мешательства — уже почти во всех выборах, референдумах, Брекситах. Возникло ощущение, что и возражать бесполезно, это как брюки-клеш, широкие галстуки… Должно рано или поздно пройти, просто заслониться какой-то новой модой.
Дойдет и харрасментомания до полного предела: на днях обвинили Буша-старшего, по словам «митушки»-обвинительницы и по простым арифметическим вычислениям, тот встал на «скользкую дорожку Вайнштейна» будучи за 80. Силен мужик!
Когда в харасменте обвинили Кевина Спейси и в ответ он свершил «каминг-аут» (по старо-советски, типа: принес справку), что он «голубой» — то его размазали: «Хочет спрятаться за радугу». То есть мода «Me Too» оказалась модней, пересилила давний тренд «респект каминг — аутам». А Стивена Сигала обвинила в расстегивании пред ней ширинки давняя замужне-женатая лесбиянка. По той самой терминологии, это наоборот: «Удар из радуги».
Остается смотреть на маятник и ждать — когда. Когда поймут, что все родившиеся человеки – последствия харрасментов в той-то или иной степени. Кроме, кстати, детей из пробирок! Не эту ли моду нам теперь готовят?
Когда признают, что если Россия ответственна за весь рутений, то Польша должна быть – за весь полоний, в том числе, употребляемый с чаем в Лондоне.
Когда докажут, что Россия вмешалась во все выборы на планете и особенно нагло — в выборы президента РФ.
И тогда… А что будет тогда? Подождем следующей моды от полит-кутюрье.